Новости топливного рынка, автомобилей и грузоперевозок в России

Каждый шестой водитель грузовика по всему миру станет пенсионером к 2029 году

2025-04-04 17:09 Новости Перевозки

Исследование IRU: 3,4 миллиона профессионалов уйдут на пенсию, а доля водителей младше 25 лет за 2024 год сократилась на 5,8 процентов

Согласно новому отчёту Международного союза автомобильного транспорта (IRU), в 36 странах, на которые приходится 70 процентов мирового ВВП, остаются вакантными 3,6 миллиона рабочих мест для водителей грузовиков. Хотя число открытых вакансий в 2024 году сохранилось на уровне 2023 года из-за снижения спроса на перевозки, тревожные данные свидетельствуют об увеличивающемся возрастном разрыве между занятостью среди молодых и пожилых водителей.

Доля водителей моложе 25 лет сократилась на 5,8 процентов за 2023−2024 года и составляет 6,5% от общего числа. В Италии и Германии молодые водители занимают лишь 2,2 процента и 2,6 процента соответственно. В то же время водители старше 55 лет, которые составляют 31,6 процент от общего числа, продолжают увеличивать свою долю — за год она выросла на 1,6 процента (для 35 стран в 2024 году, не включая Китай). В Испании, Австралии и Италии представители этой возрастной группы занимают от 45 до 50 процентов. По прогнозам IRU, к 2029 году 3,4 миллиона водителей выйдут на пенсию, что усилит дефицит кадров.
— Кризис нехватки водителей грузовиков продолжает углубляться, и особенно тревожит стремительно растущий разрыв между молодыми и пожилыми водителями.

Умберто де Претто

Генеральный секретарь IRU

Умберто предупреждает, что, если не предпринять скоординированных действий, неизбежен взрыв демографической бомбы, что приведет к значительному падению экономического роста и глобальной конкурентоспособности.

Средняя зарплата водителей грузовиков превышает базовый уровень стоимости жизни на 30−35% в зависимости от региона. Опрос 1 100 водителей в Европе показал, что 81 процент из них удовлетворены своей работой, причём 57 процентов оценивают уровень удовлетворённости как высокий. Однако 91 процент респондентов отметили необходимость улучшения инфраструктуры: оборудованных парковок и условий на пунктах приёмки грузов.
— Не существует универсального решения кризиса, однако этот отчёт указывает на ключевые меры, которые помогут начать сокращение возрастного разрыва и обеспечат более уважительное и достойное отношение к водителям.

Умберто де Претто

Генеральный секретарь IRU

Умберто де Претто указал на необходимость системных изменений: интеграции профессии в образовательные программы, пересмотра возрастных ограничений для получения квалификации и инвестиций в инфраструктуру.
— Молодые водители, уже работающие в профессии, весьма удовлетворены: проблема заключается не в удержании, а в обеспечении доступа к профессии и повышении её привлекательности — особенно для молодёжи.

Умберто де Претто

Генеральный секретарь IRU

Тем временем мировой транспорт продолжает полагаться на «стареющий» парк водителей: средний возраст составляет 44,5 года, и в ближайшие пять лет каждый пятый водитель в Австралии и каждый шестой в Европе выйдут на пенсию. Остается надеяться, что страны воспримут предупреждения IRU всерьез, пока кризис не стал необратимым.

Ранее мы говорили о том, как нехватка людей сказывается на состоянии отрасли грузоперевозок.