Низкий спрос на профессии в 2024 году ведет отрасль к четырем возможным путям

На днях состоялась сессия «Рынок грузоперевозок и логистики 2025: к какому будущему готовиться?», где TransRussia и Национальный союз экспертов в сфере транспорта и логистики (СЭЛ) показали доклад, в котором отображено текущие состояние грузоперевозок.
В 2024 году транспортно-логистическая сфера вошла в топ пять отраслей с самым низким спросом на рынке труда, демонстрируя острую нехватку кадров. Об этом говорят данные hh. индекса, которые были собраны и структурировали эксперты в своём докладе, — соотношения резюме к вакансиям на платформе hh.ru. Показатель выше четырёх означает умеренную конкуренцию, ниже четырёх — дефицит соискателей. Если в 2023 году индекс стартовал с 4,4 в январе и достигал пика 5,1 в марте, то уже к сентябрю он упал до 2,3, а к декабрю составил 2,8. Как показывает статистика, в 2024 году ситуация оказалась далеко от идеальной: с января (2,9) до июля (3,2) индекс не превышает 3,3, подтверждая кадровый кризис.
В 2024 году транспортно-логистическая сфера вошла в топ пять отраслей с самым низким спросом на рынке труда, демонстрируя острую нехватку кадров. Об этом говорят данные hh. индекса, которые были собраны и структурировали эксперты в своём докладе, — соотношения резюме к вакансиям на платформе hh.ru. Показатель выше четырёх означает умеренную конкуренцию, ниже четырёх — дефицит соискателей. Если в 2023 году индекс стартовал с 4,4 в январе и достигал пика 5,1 в марте, то уже к сентябрю он упал до 2,3, а к декабрю составил 2,8. Как показывает статистика, в 2024 году ситуация оказалась далеко от идеальной: с января (2,9) до июля (3,2) индекс не превышает 3,3, подтверждая кадровый кризис.

Наиболее востребованы водители, машинисты, операторы спецтехники, комплектовщики и кладовщики, но заполнить эти позиции некем. Оценочный дефицит сотрудников в логистике в 2024 году достиг одного миллиона человек, а к 2030 году может вырасти до полутора миллиона. Причины могу крыться в низком интересе к профессиям и в демографической проблематике.
Без решения кадровых проблем и адаптации к внешним условиям отрасль рискует столкнуться с серьезными перебоями, считают эксперты.
Без решения кадровых проблем и адаптации к внешним условиям отрасль рискует столкнуться с серьезными перебоями, считают эксперты.

Будущее грузоперевозок и иных смежных областей зависит от внешних факторов: силы и длительности санкций, а также способности России к международной интеграции.
Эксперты выделили четыре сценария развития рынка:
Эксперты выделили четыре сценария развития рынка:
- «Восстановление статус-кво»: при ослаблении санкций и текущем уровне интеграции цепочки поставок вернутся к состоянию 2022 года за 3−5 лет.
- «Огосударствление»: при ужесточении санкций (как в случае Ирана) и ограниченной интеграции рынок может ужаться, мелкие компании исчезнут, а государство усилит контроль.
- «Бурное развитие на фоне конкуренции»: при ослаблении санкций и росте связей с Китаем, ЮВА, Индией и другими регионами усилится конкуренция и экспорт логистических услуг.
- «Переболели и стали сильнее»: при ужесточении санкций и успешной интеграции с дружественными странами логистика получит импульс к развитию и защитные механизмы зависимости от «недружественных стран»