Новости топливного рынка, автомобилей и грузоперевозок в России

Рынок такси в России впервые за годы показал спад

2025-04-03 14:40 Новости

На фоне регионального сокращения, числа поездок, Москва и Санкт-Петербург демонстрируют рост

В первом квартале 2025 года число поездок на такси в России сократилось на 2 процента в годовом выражении, прокомментировал оператор фискальных данных «Платформа ОФД» по запросу от Коммерсантъ. Однако Москва и Санкт-Петербург продемонстрировали рост на 5 процентов и 3 процента соответственно — аналитики связывают это с высокой деловой активностью в столицах. При этом средний чек за поездку продолжает расти, хотя и медленнее, чем годом ранее: в целом по стране — на 7 процентов (до 616 рублей), в Москве — на 8 процентов (825 рублей), в Петербурге — на 9 процентов (630 рублей).
— Рост числа поездок на такси в Москве и Санкт-Петербурге на 5 процентов и 3 процента может быть связан с увеличением коротких заказов, которые, однако, не повышают доходность отрасли. Например, сервис «Максим» уже поднял комиссии для водителей, осложняя их положение. В регионах, особенно в малых городах, спад спроса весной оказался значительнее, чем в миллионниках вроде Санкт-Петербурга, Екатеринбурга или Казани. Возможно, это сезонный тренд, но к лету ситуация в небольших населённых пунктах может ухудшиться ещё сильнее.

Николай Кодолов

Таксист и глава московского профсоюза такси «Добро»

Эксперт считает, что данные от «Яндекс Такси», как правило, не раскрывают детальной статистики, что вызывает вопросы. Их алгоритмы распределения заказов и ценообразования полностью завязаны на закрытых данных, что затрудняет независимый анализ.
— Рост среднего чека замедляется: если открыть мою личную статистику, видно, что время работы ради прежнего заработка увеличилось.

Николай Кодолов

Таксист и глава московского профсоюза такси «Добро»

Рынок такси, по мнению Кодолова, сохранит текущую модель ещё 2−3 года, но без резкого повышения цен на 30 процентов отрасль вряд ли выживет. Например, поездка в Москве категории «комфорт+» длительностью 15−20 минут сейчас стоит около 550 рублей, но в перспективе её цена должна достичь 750 рублей. Это требует кардинального пересмотра системы тарифов. Однако агрегаторы игнорируют такие предложения, а государство занимает пассивную позицию, надеясь на рыночную саморегуляцию.
— Решить проблему могли бы целевые меры: снижение цен на топливо для такси или массовый выпуск более надёжных автомобилей, не требующих частого ремонта. Но в ближайшие годы такие изменения маловероятны. Пока же водители вынуждены мириться с растущими расходами при стагнации доходов.

Николай Кодолов

Таксист и глава московского профсоюза такси «Добро»

Андрей Попков, заместитель председателя межрегионального профсоюза работников общественного транспорта «Таксист», выразил серьёзное недоверие к исследованию, проведённому коммерческой компанией.
— Такие данные вызывают сомнения, поскольку исследование не было организовано уполномоченной Минтрансом организацией или профильным транспортным институтом, которым можно было бы доверять. На мой взгляд, прозрачность данных в таких исследованиях практически отсутствует, а информация легко может быть подтасована за деньги.

Андрей Попков

Заместитель председателя межрегионального профсоюза

работников общественного транспорта «Таксист»

Попков считает, что колебания на рынке такси, которые иногда наблюдаются, не отражают каких-либо значительных тенденций. Напротив, рынок остаётся стабильным из года в год, а заметные изменения, такие как повышение цен, связаны исключительно с инфляцией. Он отметил, что сезонные спады или подъёмы — это нормальное явление, и со временем ситуация, как правило, выравнивается.

Особое внимание Попков уделил непрозрачности рынка труда в сфере такси.
— Рынок труда у нас, в целом, непрозрачен. Из-за этой особенности любые исследования в данной области становятся сомнительными. Кто-то работает как бомбила, кто-то ещё как-либо образом. Все эти данные, я считаю, просто попытка попасть пальцем в небо.

Андрей Попков

Заместитель председателя межрегионального профсоюза

работников общественного транспорта «Таксист»

Ранее мы уже говорили о значительных изменениях в области такси: машины, работающие в этой сфере, теперь обязаны отвечать новым требованиям локализации, то есть собираться в России либо включать значительное количество российских комплектующих.