Новые правила могут вынудить таксистов перейти на отечественные автомобили

С 1 октября 2025 года в России могут начать действовать новые правила допуска автомобилей к работе в такси. Автомобили, используемые в такси, должны будут соответствовать новым требованиям локализации — то есть быть собраны в России или содержать значительную долю отечественных компонентов. Соответствующий законопроект № 481 272−8 «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» был принят на рассмотрение в первом чтение 18 января 2024 года. По замыслу властей, это поддержит российский автопром и сократит зависимость от импорта, особенно китайских машин. Однако общественность, в том числе таксисты резко выступили против принятия этого законопроекта.
Попробуем объяснить, как это будет работать
Регионы сами решат
Каждый субъект РФ сможет устанавливать свои требования к уровню локализации такси. Например, в одном регионе могут потребовать, чтобы 60 процентов деталей автомобиля были произведены в России, а в другом — 40 процентов, но не ниже минимального порога, который установит федеральное правительство.
Разные стандарты в соседних регионах могут усложнить работу таксопарков, работающих на межрегиональных маршрутах.
Исключения для дорогих авто
Автомобили бизнес-класса стоимостью от 4 миллионов рублей освободят от требований локализации. Это связано с тем, что российских аналогов таких машин пока нет.
Старые машины не трогают
Законопроект не имеет обратной силы. Если вы уже купили, например, китайскую модель, то их можно использовать до списания.
Кто будет проверять?
Планируется, что контроль за соблюдением требований возложат на региональные власти.
Пока что в законопроекте нет четких санкций за несоблюдение, так как законопроект ещё разрабатывается.
Попробуем объяснить, как это будет работать
Регионы сами решат
Каждый субъект РФ сможет устанавливать свои требования к уровню локализации такси. Например, в одном регионе могут потребовать, чтобы 60 процентов деталей автомобиля были произведены в России, а в другом — 40 процентов, но не ниже минимального порога, который установит федеральное правительство.
Разные стандарты в соседних регионах могут усложнить работу таксопарков, работающих на межрегиональных маршрутах.
Исключения для дорогих авто
Автомобили бизнес-класса стоимостью от 4 миллионов рублей освободят от требований локализации. Это связано с тем, что российских аналогов таких машин пока нет.
Старые машины не трогают
Законопроект не имеет обратной силы. Если вы уже купили, например, китайскую модель, то их можно использовать до списания.
Кто будет проверять?
Планируется, что контроль за соблюдением требований возложат на региональные власти.
Пока что в законопроекте нет четких санкций за несоблюдение, так как законопроект ещё разрабатывается.
— Данный законопроект вызывает серьёзные опасения. Он выглядит сырым, непродуманным и, по сути, лоббистским. Создаётся впечатление, что государство пытается переложить на таксопарки и водителей поддержку отечественного автопрома — таких производителей, как АвтоВАЗ или «Москвич», — вместо прямого субсидирования из бюджета. Косвенно это подтверждается отсутствием открытых заявлений о реальных целях инициативы.
Николай Кодолов
Председатель московского профсоюза такси «Добро»
Как объясняет эксперт, основная проблема в том, что автомобили российского производства, которые хотят навязать таксистам, не соответствуют требованиям отрасли. Лады и «Москвичи» критикуются за низкое качество сборки, частые поломки и высокую стоимость владения. Для таксистов это означает не только дискомфорт, но и прямые финансовые потери.
— Китайские автомобили за аналогичную цену оказываются надёжнее, комфортнее и экономичнее в обслуживании.
Николай Кодолов
Председатель московского профсоюза такси «Добро»

Принудительный переход на отечественные модели приведёт к росту издержек, что ударит по доходам водителей и может спровоцировать рост цен на услуги для пассажиров.
Вызывает тревогу и неопределённость в реализации законопроекта. Региональные власти вряд ли смогут оперативно и грамотно внедрить новые требования. Это грозит хаосом: в каждом субъекте появятся свои критерии для «премиум» или «эконом"-такси, что парализует межрегиональные перевозки. В Москве, например, «эконом-классом» считают Ладу Весту, а Гранту и вовсе исключают из работы, когда в регионах совершенна иная картина.
Вызывает тревогу и неопределённость в реализации законопроекта. Региональные власти вряд ли смогут оперативно и грамотно внедрить новые требования. Это грозит хаосом: в каждом субъекте появятся свои критерии для «премиум» или «эконом"-такси, что парализует межрегиональные перевозки. В Москве, например, «эконом-классом» считают Ладу Весту, а Гранту и вовсе исключают из работы, когда в регионах совершенна иная картина.
— Профсоюз занимает выжидательную позицию, но готов к решительным действиям, если законопроект примут в текущей редакции. Мы категорически против навязывания некачественных автомобилей, которые вредят здоровью водителей и ухудшают сервис для пассажиров. Если власти начнут «закручивать гайки», таксисты массово уйдут в тень, чтобы сохранить доходы — это факт.
Николай Кодолов
Председатель московского профсоюза такси «Добро»
Законопроект требует глубокой доработки с участием экспертов отрасли.
Без чётких стандартов локализации, гарантий поддержки таксопарков и прозрачных механизмов контроля он останется «филькиной грамотой», которая лишь усилит бюрократию и коррупцию.
Без чётких стандартов локализации, гарантий поддержки таксопарков и прозрачных механизмов контроля он останется «филькиной грамотой», которая лишь усилит бюрократию и коррупцию.
— Надеемся, что власти услышат голоса таксистов и не допустят очередного бардака.
Николай Кодолов
Председатель московского профсоюза такси «Добро»