Новости топливного рынка, автомобилей и грузоперевозок в России

Рынок новых грузовиков в России обвалился из-за кризиса лизинга и подержанных авто

2025-04-03 15:24 Новости Авто

Эксперты прогнозируют восстановление спроса во втором полугодии

Российский рынок новых грузовых автомобилей столкнулся с резким падением продаж в начале 2025 года. По данным агентства «Автостат», спрос на тяжелые грузовики массой свыше 16 тонн сократился вдвое — до 4,3 тысяч единиц, а продажи средних грузовиков (3,5−16 тонн) упали на 26 процентов, достигнув 1,2 тысяч единиц. Эксперты связывают это с исчерпанием «отложенного спроса», который резко вырос в 2023 году и сохранялся до середины 2024 года.

Дополнительным ударом для рынка стала высокая ключевая ставка, из-за которой компании не могут активно использовать лизинг — основной способ покупки грузовиков. Эксперты утверждают, что в данный момент технику приобретают исключительно на собственные деньги, что по карману лишь немногим. Из-за трудностей с выплатой лизинга многие перевозчики вынуждены сдавать автомобили обратно, и эти машины попадают на вторичный рынок, создавая конкуренцию новым моделям.
При этом ситуация в регионах сильно различается. Центральный федеральный округ, включая Москву, остается лидером по продажам, но здесь зафиксировано самое резкое годовое падение — на 59 процентов.
— Столичный регион остается ключевым рынком сбыта, однако Москва переживает особенно резкое сокращение — продажи в феврале упали на 65 процентов до 1523 единиц, — подчёркивают в пресс-службе «Автостата».
Единственным позитивным исключением стал Уральский округ, где спрос вырос на 23 процента благодаря Свердловской области (+38 процентов) и Ханты-Мансийскому автономному округу (+37 процентов).
— Эти показатели позволили Уралу выйти на второе место в общероссийском рейтинге, обогнав Северо-Западный округ, где зафиксировано падение на 54 процента, — рассказали в пресс-службе «Автостата».
Также рост показал Красноярский край (+16 процентов), а Московская область, несмотря на относительно небольшое падение (-13 процентов), уступила позиции Свердловской области в рейтинге.

Как подчёркивают эксперты, большинство перевозчиков не справляются с платежами и возвращают технику, которая затем распродается на вторичном рынке, конкурируя с новыми авто. Обновлять парки могут лишь компании с собственными средствами.

В первом полугодии 2025 года негативный тренд сохранится, но во втором возможен рост за счет снижения ставок, господдержки и оживления ключевых отраслей. К концу года снижение цен на грузовики может стимулировать малый бизнес.
Ранее мы уже отмечали, что подразделение китайской компании JAC намерено организовать в России совместное предприятие для производства грузовиков под своей маркой.