Новости топливного рынка, автомобилей и грузоперевозок в России

КАМАЗ проигрывает китайским конкурентам: эксперт назвал причины кризиса отечественного автогиганта

2025-04-11 11:19 Новости Авто

Несмотря на статус «отечественного бренда», КАМАЗ на 80 процентов зависит от комплектующих из Поднебесной

Гендиректор КАМАЗа Сергей Когогин в недавнем интервью назвал ключевые вызовы для компании: убытки из-за высокой ставки ЦБ, переполнение рынка подержанными китайскими грузовиками и проблемы с качеством при переходе на новых поставщиков. Он подчеркнул, что традиционные каналы сбыта «стали обременительны для клиентов», а китайские конкуренты завозят технику с «уймой несоответствий».

На фоне этих заявлений мы поговорили с автоэкспертом Андреем Максимовским, который долгое время занимался реализацией КАМАЗов на предприятиях. Он раскрыл, почему даже лояльные клиенты теперь массово отворачиваются от отечественного бренда.
— Высокая ключевая ставка ЦБ серьёзно ударила по доступности лизинга и кредитов, из-за чего даже покупка подержанной техники стала проблемой для многих клиентов. На этом фоне особенно заметно проигрывает КАМАЗ, чьи модели, например, тягач К5, значительно дороже китайских аналогов вроде Shacman или FAW.

Андрей Максимовский

Инженер и автоэксперт

При этом, как отмечает эксперт, обслуживание отечественной техники сложнее и затратнее: запчасти для КАМАЗа, даже китайского производства, обходятся в три раза дороже, чем для тех же Shacman. Это ставит под вопрос рентабельность выбора российских марок — их не берут ни частники, ни компании.
— Парадокс в том, что КАМАЗ, позиционирующийся как отечественный бренд, на 80 процентов зависит от китайских комплектующих. При этом локализация китайских производителей в России идёт быстрее, чем у нас. Например, Shacman, несмотря на недавние проблемы с безопасностью, сегодня предлагает более доступное и упрощённое техобслуживание. Его модели, даже с учётом таможенных сборов, оказываются выгоднее, а если эти барьеры снизятся, конкуренция станет для КАМАЗа фатальной.

Андрей Максимовский

Инженер и автоэксперт

Качество тоже не добавляет преимуществ. Новая модель К5, несмотря на двигатель Mercedes, остаётся «сырой»: ненадёжная электроника, слабая проводка, дешёвый пластик в салоне. Частники избегают её из-за частых поломок и дорогого ремонта. При этом поддержка дилеров оставляет желать лучшего — даже для старой серии К3 запчасти часто недоступны.

Главный вопрос — почему при господдержке и крупных оборонных заказах КАМАЗ не развивает собственное производство комплектующих?
— Китайцы когда-то копировали технологии, а теперь задают тренды, а мы продолжаем зависеть от их поставок. Если ситуация не изменится, даже госдотации не спасут: локализовавшись, китайские бренды окончательно вытеснят отечественные машины с рынка.

Андрей Максимовский

Инженер и автоэксперт

Чтобы конкурировать, КАМАЗу нужно не только снижать цены, но и кардинально улучшать качество, делая технику доступной даже для небольших хозяйств.
— Я наблюдаю такую картину, что выбор клиентов всё чаще склоняется в пользу Китая. Даже обычный фермер чаще обращается не к отечественным брендам, а к тому же FAW или Shacman.

Андрей Максимовский

Инженер и автоэксперт

Напомним, что JAC Motors намерен запустить совместное производство грузовиков в России.