платон
Вернуться назад
1 февраля 2025
на 5 минут

«Платон» пошел в рост

С 1 февраля 2025 года в России увеличили тариф «Платона» — государственной системы взимания платы с грузоперевозчиков за проезд транспорта по федеральным трассам. Как это скажется на отрасли, анализировал «СП-КАРД».

04
03
02
01

Первый месяц 2025-го не спешил радовать грузоперевозчиков хорошими новостями. 17 января Росавтодор на своем официальном сайте объявил о подорожании тарифов за проезд тяжеловесов по федеральным трассам на 10% (в рублевом эквиваленте на 29 копеек).

«Информируем грузоперевозчиков о фактической индексации размера платы в государственной системе „Платон“. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2019 г. № 843 с 1 февраля 2025 г. в рамках ежегодной индексации размер платы в государственной системе „Платон“ составит 3,34 рубля», — сообщили «СП-КАРД» в пресс-службе ведомства, добавив, что ранее он составлял 3,05 коп.

Для тех, кто не в теме, поясним, «платоновский» тариф — это плата, которую взимают с 2015 года с тяжеловесов разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн в целях возмещения вреда, причиненного таким транспортом дорогам федерального пользования. По мнению росавтодоровцев, именно на долю грузовиков — а их в России, по данным на 15.01.2025, насчитывается 1,915 млн — приходится 56% от общего ущерба, нанесенного асфальту. Один проезд фуры по автомагистрали приравнивают к передвижению 25−50 тыс. легковушек. А так как стоимость проводимого дорожного ремонта на фоне инфляции растет из года в год, «есть необходимость индексации тарифа для грузоперевозчиков, как одного из источников формирования федерального дорожного фонда».

Удар кнута в ведомстве решили подсластить пряником. Как следует из бравурных речей, в 2024 году от грузоперевозчиков поступило 52,627 млрд руб., что «позволило осуществить ремонт более 485 км автомобильных дорог федерального значения в 28 регионах Российской Федерации, а также обеспечить устройство слоев износа еще на 384 км автомобильных дорог федерального значения».

Однако, когда речь доходит до уточнения этих самых регионов, выясняется, что в Росавтодоре не могут «определить конкретный километраж автомобильных дорог федерального значения», ремонт которого финансировался из средств «Платона», например, в Орловской области. «Не представляется возможным», так как «средства направлены на осуществление всех программ дорожной деятельности, реализуемых на федеральной сети в российских регионах».

А помниться, запуская в 2015-м систему, которая сегодня отмечает десятилетний юбилей, чиновники намеревались вывести грузоперевозки из тени. Так не пора ли выйти из сумрака и направлениям расходования «платоновских взносов»?
Но вернемся к росту тарифа.

Дороги без адреса

Два года назад на стол Андрея Белоусова, который тогда был первым вице-премьером РФ, легло коллективное обращение от грузоперевозчиков. В нем они просили на время заморозить рост тарифов, а то и вовсе их отменить. Минтранс идею не поддержал. В числе подписантов был и дальнобойщик Сергей Д., владелец небольшого автопарка. Сегодня он охотно поделился своим мнением по поводу очередной индексации с порталом «СП-КАРД».

— Мы, игроки этого рынка, вынуждены платить тройной налог — транспортный, в виде акцизов на ГСМ и «платоновский». В силу геополитической обстановки в 2022-м у нас в компании был отток водителей. Для привлечения новых шоферов пришлось повышать зарплаты. Расход? Расход! Хотите еще факт? В прошлом году среднегодовой пробег у моего тяжеловеса составил около 55 000 км, платеж «Платону» за проезд превысил 167 тысяч рублей. Добавьте к этому рост процентов по кредитам. Из-за растущих издержек в конце прошлого года пришлось вернуть одну новую фуру, взятую в лизинг. Не потянул выплаты… Снова пересел за «баранку» 23-летнего грузовика. А на пороге новая индексация, — возмущается мой собеседник.

Сергей — не единственный участник сферы грузоперевозок, вынужденный отказаться от лизинговой фуры из-за растущего финансового давления на бизнес. Из различных федеральных источников следует, что свыше 17 тыс. грузовиков, взятых на таких условиях, были досрочно возвращены в прошлом году в сток.

«Хоть бы выжить, тут не до новеньких „колес“. Боюсь, что мелких и средних перевозчиков, честно платящих большие деньги, в итоге „задавят“ индексациями, а недобросовестные безнаказанно найдут лазейки», — грустно вздыхая, говорит грузоперевозчик Александр Колосов.

Кстати, о лазейках. Как отметил Антон Шапарин, представитель Национального союза автомобилистов, «сегодня тарифы настолько велики, что породили на рынке грузоперевозок уникальное явление: грузовики со спальными местами, классом и грузоподъемностью ниже, начали незаконно использоваться на дальних маршрутах. Там, где должны работать тягачи, на рейс выходит более легкая техника. Делается это, как вы понимаете, для ухода от уплаты взносов».

Выходит, с чем боролись, на то и напоролись? Раз уж некоторые участники рынка грузоперевозок вновь «нырнули в тень», предлагая клиентам свои услуги «чуть-чуть подешевле» за перевоз товаров в «слегка не подходящих для этого транспортных средствах».

С недосказанной эффективностью

Демпингующие теневые конкуренты, рост ключевой ставки, устаревший автопарк — неудивительно, что некоторые представители сферы грузоперевозок, работающие на грани рентабельности, заговорили о том, что повышение «платоновских взносов» может стать последней каплей. В ассоциации «Грузавтотранс» считают, до половины логистических компаний рискуют покинуть этот сектор российской экономики. Уже сегодня сложившая обстановка вынудила некоторых перевозчиков задуматься о прекращении бизнеса или о его переориентации.

А что же остальные?

«Каждый потребитель должен понимать, что повышение тарифа „Платон“ — это прямой удар не только по грузоперевозчикам, но и по российским потребителям. Любой владелец грузового транспорта, когда речь идет об увеличении его расходов, переложит взимаемый сбор на клиентов — сбытовые, торговые организации, промышленные компании, а те по цепочке на конечного потребителя. Повышение, таким образом, может коснуться абсолютно любого товара, который перевозиться автомобильным транспортом. А потому под большим вопросом остается, как Центробанк Р Ф, при повышении платы в рамках системы „Платон“ на 10%, намерен удержать общую инфляцию в стране на отметке в 4%», — задается вопросом Станислав Войницкий, автоэксперт, коммерческий директор «СП-КАРД».

Последняя капля

В Росавтодоре говорят, повышение платы, взимаемой с грузоперевозчиков, «оказывает незначительное влияние на стоимость конечной продукции для потребителя», поскольку индексация протекает «в соответствии с официально опубликованными индексами потребительских цен».

Поживем — увидим…

Тем временем
АДРЕС
ТЕЛЕФОН
EMAIL
МЕНЮ
+7 (495) 902-75-71
302004, Орёл,
ул. Ливенская, 33,
пом. 171
info@spcard24.ru
© ООО «СП-Кард» 2024