Новости топливного рынка, автомобилей и грузоперевозок в России

«Самые нелепые штрафы и дороги, от которых срабатывают подушки безопасности»: 10 лет системе «Платон», но кому она была нужна на самом деле

2025-03-19 19:00 Платон Новости

К юбилею «Платона» мы собрали реальные мнения грузоперевозчиков

2025-й — юбилейный год для системы «Платон». Не знаете, что это такое, тогда вы максимально далеки от темы грузоперевозок, потому как даже самый зеленый новичок осведомлен: что, как и главное — почем (Смотри ниже «Справка»). Простому же обывателю «Платон» если и запомнился, то грандиозными акциями протестов, которые десять лет назад прокатились по всей стране. По телеку тогда успокаивали народ: мол, перевозчикам придется раскошелиться, но зато дороги у нас очень скоро будут ну просто идеальными.

Спустя десятилетие самое время подвести итоги. И сделать это куда лучше и объективнее не чиновникам, а реальным перевозчикам. Что думают о системе те, кто ежедневно сталкивается с ней в работе? Мы собрали пять реальных мнений руководителей компаний из сферы грузоперевозок, чтобы понять, как «Платон» повлиял на их бизнес и действительно ли он сделал дороги лучше.

«Платон – проблема и головная боль!»

— За десять лет привыкли. Сам запуск «Платона» и постоянное повышение цен, мягко говоря, не очень хорошо влияет на развитие бизнеса. Сама система тоже не идеальна. Из-за регулярных перебоев мы получаем максимально нелепые штрафы. Тратим время — оправдываемся. Что до дорог, то на мой взгляд, «Платон» никак не повлияла на их состояние. Эта система больше, как проблема и головная боль перевозчиков.

Михаил Спирин

Директор ООО «ТК АСДЭК»

«За что платим, если дороги остаются плохими?»

— Изменения состояния дорог видно только на платных участках, а бесплатные дороги как были разбитыми, так и остались. Как вы думаете, когда подушки безопасности у машин открываются без ДТП, дороги хорошие у нас или нет? Здесь же резонный вопрос: а за что платим?

Андрей Минец

Директор ООО «АЛГОРИТМ»

«Миллиарды рублей и никакой прозрачности!»

— Буквально недавно перевозчик из Румынии попросил меня оплатить маршрутную карту. Дело в том, что банковские карты нерезидентов не работают в России. Получается так, что иностранный перевозчик не может оплатить услуги «Платона». Ранее они использовали для этого платёжные терминалы, которые были установлены на местах стоянок или автозаправках, а теперь эти терминалы не поддерживают функцию оплаты. То есть, чтобы оплатить иностранному перевозчику проезд по федеральным трасам необходимо обратиться лично в офис «Платона», а их количество, сами понимаете, ограничено, да и у них, скорее всего, есть свои режимы работы. Вот это стоит улучшить. Также непонятно, как «Платон» справляется со своей основной задачей — ремонтом дорог. Нет открытых данных или сервисов, которые могут показать за чьи средства был произведён ремонт: за счёт бюджета или системы. С другой стороны, «Платон» собирает и систематизируют огромное количество информации. Благодаря системе мы можем понимать состояние экономики в текущей момент, так как грузоперевозки являются главным индикатором состояния экономики страны. Если люди находятся в режиме экономии, то они стараются не тратить много средств, собственно, объём перевозок падает, также и наоборот. Однако, меня смущает, что оператором государственной программы «Платон» является частная компания — ООО «РТИТС». В моём понимании, подобного рода вещи должны быть доверены государственному предприятию. Почему именно этой компании доверили управление этой системой, через которую проходят миллиарды рублей? Вопросов больше, чем ответов. Хочу привести пример. За 2024 год чистая прибыль компании составила порядка 3.6 миллиардов рублей. Мне кажется, это слишком большое вознаграждение для оператора. По тем же данным программы Контур. Фокус, на оплату труда работников РТИТС ушло 2.5 миллиардов рублей при годовой выручке 14.7 миллиардов рублей. Много это или мало решать каждому самостоятельно. Мне всё-таки кажется, что критерии выбора оператора услуг должны быть прозрачными и открытыми.

Станислав Войницкий

Автоэксперт, директор ООО «СП-Кард»

«Трассы отремонтированы, но цены выросли»

— Грузоперевозки стали дороже, однако федеральные дороги ремонтируются и стали намного лучше.

Валерий Гордеев

Директор ИП Гордеев В.А.

«Штрафы растут быстрее, чем качество дорог»

— В основном вижу отрицательные проявления в этой системе. Вроде бы и смирились, что надо платить, но сейчас на машины прилетают штрафы просто несоизмеримые. Они появляются внезапно, хотя прибор постоянно включён и работает исправно. А доказывать, что где-то сигнал может быть заглушен или произошёл сбой, практически невозможно — на это просто времени нет. На перевозчика возложили ответственность, с которой он сам не может справиться. Водитель не может знать, где и в какой момент на дороге случится сбой сигнала. Если поднимут снова штрафы, то это будет просто кошмар. Качество дорог тоже оставляет желать лучшего. Всё это выглядит как очередная обдираловка перевозчика.

Владимир Твердовский

Директор «КлеверТрак»


СПРАВОЧНО

В ноябре 2015 года в России была запущена система «Платон» — электронная система взимания платы с большегрузных автомобилей массой свыше 12 тонн. Основная цель её создания — компенсировать ущерб, наносимый федеральным дорогам тяжелыми грузовиками, и направить собранные средства на ремонт и модернизацию дорожной инфраструктуры. За почти 10 лет своего существования «Платон» стал неотъемлемой частью транспортной политики страны, вызывая как споры, так и заметные результаты. Система работает на основе спутниковой навигации (ГЛОНАСС/GPS), а её тарифы регулярно индексируются, что часто становится предметом обсуждения среди перевозчиков.

ЦИФРА В ТЕМУ

1 922 690 млн — зарегистрировано транспортных средств, из которых 75% принадлежат российским грузоперевозчикам. 861 тысяча — грузоперевозчиков зарегистрировано. 130 мостов и 3300 км дорог отремонтировано. 319 млрд рублей — собрано в дорожный фонд России. 2,69 млн — выдано бортовых устройств. 33,93 млн — оформлено маршрутных карт.