Новости топливного рынка, автомобилей и грузоперевозок в России

В России на одну ЭЗС приходится 7-8 электромобилей

Новости Авто

Низкая загрузка станций и падение продаж электрокаров ставят под сомнение будущее электротранспорта в стране

Знак зарядки авто
Фото: Freepik
Как сообщает «Коммерсантъ», операторы электрозарядных станций (ЭЗС) бьют тревогу: загрузка инфраструктуры не превышает 4,5−6 процентов. По данным «Автостата», ситуацию усугубляет резкое падение продаж электромобилей — за первые два месяца 2025 года они сократились на 63 процента, до 1,27 тысяч единиц. Даже на платных трассах, где ранее действовали льготы для электрокаров, отмена бесплатного проезда для иностранных моделей снизила загрузку ЭЗС на 15 процентов.

Вместе с этим, «Автостат» даёт следующую информацию: 59,6 тысяч электромобилей было зарегистрировано в России на момент начала 2025 года, а также число публичных зарядных станций для электромобилей в России составило 7 410 тысяч на момент июля 2024 года. Из этих данных можно сделать вывод, что в России на одну ЭЗС приходится, примерно, 7−8 электромобилей.

Яркий пример город Орёл с населением около 300 тысяч человек. В городе установлено более 15 зарядных станций, но на начало 2024 года здесь насчитывалось лишь около 100 электромобилей. Считаем. Выходит 6 машин на одну заправку. При этом расположение ЭЗС в центре и у торговых центров, где и без того дефицит парковок, вызвало резонные споры ещё в 2024. Место они занимают, но спросом не пользуются и простаивают без дела.

Для сравнения: машин на газовом топливе в Орле тысячи, а специализированных заправок для них всего три (!). Парадокс, но при этом в регионе хотят открыть не газовые заправки, а добавить еще электрических. Планируется, что Минэнерго выделит субсидии на дополнительное развитие зарядной инфраструктуры для электромобилей в Орле. Зачем? Кому они нужны? На эти вопросы нет ответа. И такая «петрушка» по всей стране.

По словам Антона Шапарина, вице-президента Национального автомобильного союза, государственная программа субсидирования в 2022—2024 годах, покрывавшая до 60 процентов стоимости установки ЭЗС, не смогла переломить тренд.
— Амбициозные планы, такие как выпуск десятков тысяч электромобилей «Москвич», обернулись провалом: машины пришлось передавать госучреждениям из-за отсутствия спроса. Электрокары остаются «игрушкой для богатых», а многие владельцы возвращаются к двигателям внутреннего сгорания (ДВС) из-за эксплуатационных сложностей. Крупные компании вроде «Россетей» продолжают развивать зарядные сети как имиджевые проекты, но рынок в целом движется к газу — доступному и привычному решению без инфраструктурных барьеров. Поигрались, и хватит. Газ дешевле.

Антон Шапарин

Вице-президент Национального автомобильного союза