Новости топливного рынка, автомобилей и грузоперевозок в России

Российские грузоперевозчики оказались между молотом и наковальней: расходы растут, а прибыль исчезает

2025-04-15 16:05 Новости Перевозки

Переизбыток предложения и снижение внутреннего спроса вынуждают перевозчиков сдавать технику в аренду и уходить с рынка

По данным ассоциации «Автогрузэкс», в первом квартале 2025 года себестоимость автомобильных грузоперевозок в России выросла на 12 процентов из-за резкого увеличения лизинговых платежей, утильсбора, затрат на ремонт и роста зарплат.

При этом, как сообщают в ATI.SU, средние ставки на услуги перевозчиков упали на 12 процентов, что привело к работе многих компаний ниже себестоимости. Эксперты связывают это с переизбытком предложения: в прошлом году игроки рынка массово закупали технику в лизинг, ожидая продолжения роста спроса, но вместо этого столкнулись с его снижением.

Внутренний спрос на перевозки сократился на 1 процент в годовом сравнении, а по отношению к концу 2024 года — на 14 процентов, как демонстрирует биржа грузоперевозок ATI.SU.

Аналитики отмечают, что часть прежнего роста была связана не с увеличением объемов грузов, а с активностью маркетплейсов, которые наращивали количество доставок мелких заказов. Сейчас перевозчики сталкиваются с простоями техники и вынуждены сдавать транспорт в аренду, чтобы покрывать обязательства. Некоторые компании уже покинули рынок, а оставшиеся конкурируют за клиентов, удерживая низкие тарифы.

На этом фоне вырос спрос на международные перевозки: заявки на доставку в Россию увеличились на 35 процентов, а из страны — на 72 процента. Однако цены остаются на уровне прошлого года, а в некоторых моментах вовсе снижаются из-за наплыва новых перевозчиков, вышедших на международные направления из-за проблем на внутреннем рынке.

Прогнозы по восстановлению пока осторожные: эксперты не ожидают роста ставок в ближайшие месяцы, но допускают умеренное повышение тарифов на азиатских направлениях к лету.