Эксперт о скрытых издержках дешёвой техники

По данным агентства «Автостат», с января 2022 по февраль 2025 года в Россию было ввезено более 220 тысяч новых грузовиков массой свыше 16 тонн. Доля китайских брендов в этом сегменте достигла 93 процента (!). Однако после пика импорта в середине 2023 года объёмы ввоза начали снижаться: в 2024 году падение составило 31 процент, а к началу 2025 года — уже 89 процентов. Это связано с насыщением рынка и снижением спроса на тяжёлую технику.
Китайские производители, такие как Sitrak, Shacman, FAW, Dongfeng и Foton, действительно заняли лидирующие позиции на российском рынке грузовиков, вытеснив европейские бренды, которые ранее контролировали 70 процентов рынка. Sitrak, например, стал лидером по объёмам продаж в 2024 году, выпустив почти 20 тысяч единиц техники. Многие перевозчики выбирают китайские грузовики из-за их доступности и кажущегося оптимальным соотношения цены и качества, особенно в условиях отсутствия европейских аналогов. Однако, как показывает практика, не всё так однозначно.
Китайские грузовики не стали более востребованными, несмотря на уход европейских брендов из России и ограниченный выбор для перевозчиков. В условиях, когда альтернативой остаются только отечественные КАМАЗы или китайская техника, многие вынуждены выбирать последнее.
Однако можно очень сильно разочароваться.
Китайские производители, такие как Sitrak, Shacman, FAW, Dongfeng и Foton, действительно заняли лидирующие позиции на российском рынке грузовиков, вытеснив европейские бренды, которые ранее контролировали 70 процентов рынка. Sitrak, например, стал лидером по объёмам продаж в 2024 году, выпустив почти 20 тысяч единиц техники. Многие перевозчики выбирают китайские грузовики из-за их доступности и кажущегося оптимальным соотношения цены и качества, особенно в условиях отсутствия европейских аналогов. Однако, как показывает практика, не всё так однозначно.
Китайские грузовики не стали более востребованными, несмотря на уход европейских брендов из России и ограниченный выбор для перевозчиков. В условиях, когда альтернативой остаются только отечественные КАМАЗы или китайская техника, многие вынуждены выбирать последнее.
Однако можно очень сильно разочароваться.
— Я в корне не согласен, что китайские грузовики — это лучшее сочетание цены и качества. Да, цена низкая по сравнению с другими вариантами на рынке, но количество усилий и денег, которые нужно вложить в ремонт, впечатляет. Говорю это не просто так, а опираясь на собственный опыт, как владелец техники FAW.
Станислав Войницкий
Автоэксперт, директор ООО «СП-Кард»
По его мнению, даже поддержанный европейский автомобиль возрастом от трёх лет окажется более выгодным вложением, чем новенький «китаец».
Одной из ключевых проблем китайской техники эксперт называет отсутствие развитой дистрибьюторской сети и ремонтной инфраструктуры.
Одной из ключевых проблем китайской техники эксперт называет отсутствие развитой дистрибьюторской сети и ремонтной инфраструктуры.

— Мы уже столкнулись с огромным дефицитом запчастей. Дилеры, продающие эти тягачи, зачастую не могут их обслужить: у них нет ни оборудования, ни программного обеспечения. Максимум, на что способны дилеры — это замена фильтров и масел. Более сложные операции, такие как прошивка или замена деталей, становятся практически невозможными.
добавляет Станислав Войницкий
Автоэксперт, директор ООО «СП-Кард»
Сроки доставки запчастей могут достигать 60 дней и более, что совершенно неприемлемо для рынка грузоперевозок, где каждый день простоя оборачивается финансовыми убытками. Как отмечает эксперт, FAW буквально превращается в головную боль для владельца. Отсутствие артикулов затрудняет заказ запчастей, а сами они часто просто отсутствуют у дилеров.
Фактически, по его словам, сложилась «серая схема» продажи автомобилей, при которой продавец не предоставляет никаких гарантий на товар.
Эксперт также обращает внимание на риск усиления зависимости от китайского импорта, который касается не только грузовой техники, но и других отраслей экономики.
Фактически, по его словам, сложилась «серая схема» продажи автомобилей, при которой продавец не предоставляет никаких гарантий на товар.
Эксперт также обращает внимание на риск усиления зависимости от китайского импорта, который касается не только грузовой техники, но и других отраслей экономики.

— Наши хорошие дипломатические отношения с Китаем превалируют над качеством продукции, которую мы у них покупаем
констатирует Станислав Войницкий
Автоэксперт, директор ООО «СП-Кард»
По его мнению, большинство людей справедливо ассоциируют китайские бренды с изделиями, имеющими короткий срок службы, ограниченные возможности и низкое качество исполнения. То же самое, можно сказать и про автомобили, по крайней мере на данный момент.