Китайские автопроизводители захватывают новые рынки, несмотря на ограничения Евросоюза

В 2024 году мировой авторынок показал лучшие результаты за последние шесть лет. Согласно данным Международной организации производителей автомобилей (OICA), за год было продано более 95 миллионов машин — на 2,5 миллиона больше, чем в 2023-м. Это максимальный показатель с 2018 года, когда продажи приблизились к 95,6 миллионам.
Китай укрепил позиции крупнейшего авторынка, установив собственный рекорд: купили свыше 31 миллиона автомобилей. Рост по сравнению с предыдущим годом тоже стал самым значительным — на 1,34 миллиона. Для сравнения: рынки Евросоюза, Великобритании и США вместе взятые обогнали Китай лишь на 0,3 миллиона. В Европе продажи выросли до 15,4 миллиона, а в США — до 16,3 миллиона, что стало их лучшим результатом с 2019 года.
Российский рынок, пускай и остался на десятом месте в мире, показал прогресс: продажи увеличились до 1,83 миллиона — это максимум с 2014 года.
Эксперты указывают, что до 2024 года автомобильная промышленность сталкивалась с трудностями. После рекордного показателя продаж в 2017 году (около 96 миллионов единиц) последовал период снижения спроса, усугубленный пандемией, нехваткой электронных компонентов и проблемами энергетики. Так, в 2020 году продажи снизились до 79 миллионов, а Европа и США в 2022 году зафиксировали самые низкие цифры за десять лет. Усугубил положение рост стоимости лития, приведший к удорожанию электрокаров. Тем не менее, в настоящее время наблюдается постепенное восстановление рынка, возвращающегося к уровню до кризисного периода.
Китай укрепил позиции крупнейшего авторынка, установив собственный рекорд: купили свыше 31 миллиона автомобилей. Рост по сравнению с предыдущим годом тоже стал самым значительным — на 1,34 миллиона. Для сравнения: рынки Евросоюза, Великобритании и США вместе взятые обогнали Китай лишь на 0,3 миллиона. В Европе продажи выросли до 15,4 миллиона, а в США — до 16,3 миллиона, что стало их лучшим результатом с 2019 года.
Российский рынок, пускай и остался на десятом месте в мире, показал прогресс: продажи увеличились до 1,83 миллиона — это максимум с 2014 года.
Эксперты указывают, что до 2024 года автомобильная промышленность сталкивалась с трудностями. После рекордного показателя продаж в 2017 году (около 96 миллионов единиц) последовал период снижения спроса, усугубленный пандемией, нехваткой электронных компонентов и проблемами энергетики. Так, в 2020 году продажи снизились до 79 миллионов, а Европа и США в 2022 году зафиксировали самые низкие цифры за десять лет. Усугубил положение рост стоимости лития, приведший к удорожанию электрокаров. Тем не менее, в настоящее время наблюдается постепенное восстановление рынка, возвращающегося к уровню до кризисного периода.
— Китай стал мировым лидером по продажам автомобилей и продолжает наращивать своё влияние. Особенно это видно в России, где после ухода западных брендов в 2022 году китайские машины быстро заняли освободившееся место. Хотя некоторые страны, например, Евросоюз, вводят ограничения против китайского автопрома. Темпы роста показывают, что Китай сохранит первенство ещё несколько лет. В России в 2024 году продажи машин резко выросли, так как люди начали совершать отложенные за два года покупки. Вместе с этим их подтолкнуло решение правительства повысить утилизационный сбор с октября. Но уже к 2025 году ситуация резко изменилась: весной продажи новых авто упали почти вдвое, автокредиты сократились на 42 процента, а общие траты на машины снизились на треть. Причины достаточно просты: дорогие кредиты и рост цен на автомобили. Проще говоря, машины стали слишком дорогими для многих россиян, и спрос начал падать.
Алексей Лапушкин
Заместитель председателя Экономического совета ЛДПР, экономист